- Автор: Гордина Елена Дмитриевна
- Издательство: Нижний Новгород: ЦАНО, 2023
Основанная на обширном архивном материале монография Елены Дмитриевны Гординой раскрывает проблемы профилактики детской беспризорности и безнадзорности в Горьковской области в середине – второй половине 1940-х годов. Под беспризорностью понимается отсутствие у детей и подростков постоянного места жительства, семейного или государственного попечения, систематического воспитательного воздействия, определенных занятий в результате потери родителей или связи с ними, бегства из воспитательного учреждения. Безнадзорностью считалось отсутствие контроля со стороны родителей (опекунов, родственников) за поведением ребенка, его учебой, времяпрепровождением.
В книге отражен сложный процесс организации работы детских домов, количество которых за годы Великой Отечественной войны в Горьковской области возросло втрое. Приведены количественные данные, раскрывающие в динамике рост детской беспризорности в послевоенные годы. Рассматривается деятельность школ и учреждений дополнительного образования (Дворец пионеров им. В. П. Чкалова, клубы и др.) по организации детского досуга во внеурочное время и каникулярные периоды. Параллельно показано, как осуществлялось выявление беспризорных и безнадзорных детей, и предпринимались меры для дальнейшего устройства их судеб. Систематизированы и проиллюстрированы документальными примерами и фотоматериалами основные направления и формы этой работы.
По мнению автора, задача организации досуга детей, развития их способностей, воспитания в них лучших качеств не потеряла своего значения и в наши дни, т. к. несмотря на изменившиеся за десятилетия реалии, дети по-прежнему остро нуждаются во внимании любящей семьи. И, уходя в виртуальную реальность, они нередко так же одиноки и беззащитны, как их сверстники восемьдесят лет назад. Вот почему стоит изучать и учитывать опыт прошлого, модернизируя, корректируя, применяя его актуальные формы и направления.