«Люди возвращаются к живому общению»
Совсем недавно в Нижнем Новгороде прошел VI кинофестиваль нового российского кино Горький Fest. А немногим ранее была открыта уникальная библиотека, направленная на развитие эмоционального интеллекта - "Территория эмоций".
На волне этих двух событий мы, в Центральной городской библиотеке, задумались, как тесно связаны эмоции и кинематограф? Обсудили эту тему директор Центральной городской библиотеки Нижнего Новгорода Альбина Ахметова и известный российский актёр театра и кино Сергей Шарифуллин.
-Сергей, здравствуйте! Спасибо большое, что нашли возможность обсудить с нами тему эмоций. Она очень актуальна, особенно в последнее время, когда мы в многочисленных информационных источниках слышим о необходимости развития эмоционального интеллекта для того, чтобы быть успешным в работе и просто счастливыми.
-Какая связь, на Ваш взгляд, существует между деятельностью актёра и эмоциональной сферой?
-Безусловно, профессия актера имеет к ней прямое отношение, как и любой другой вид искусства (живопись или музыка, например). Музыка вызывает эмоции. Картина вызывает эмоции человека. Актёрская игра вызывает эмоции, безусловно. Если мы говорим о сегодняшнем времени, эмоции стали чем-то абсолютно необходимым. Мои наблюдения: современный человек (взрослый и самое важное, молодые люди) начали активно ходить в театр. Я говорю о первом Русском театре имени Фёдора Волкова, в первую очередь. Очень много вижу молодых ребят, которые приходят получить эмоции. Люди возвращаются к живому общению, люди возвращаются в театр и желают смотреть хорошее кино/спектакль, получать эмоции.
-Это прекрасная тенденция! Играя роль Вам приходится демонстрировать самые разнообразные эмоции. Могли бы Вы поделиться с нами секретом, как вам удаётся выглядеть настолько естественно и убедительно в своих ролях?
Спасибо за комплимент (смеется).
Это моя профессия. Это то, чему я учился, и секрет в том, что я занимаюсь любимым делом. И когда тебе выдаётся шанс сыграть ту или иную роль, то ты, конечно, выкладываешься, особенно, если роль, насыщенная разными проявлениями от злости к радости, от счастья к горю.
Что касается того, каким образом удаётся быть убедительным, это большая самостоятельная работа, не только моя, но и всех актёров, которые за своё исполнение отвечают головой. Это вера в предлагаемые обстоятельства. Это отношение к работе, отношение к профессии.
-Отношение к своему делу – это очень важно, бесспорно. Может быть есть еще какие-то технические инструменты, которые помогают «воплотиться»?
-Владимир Александрович Воронцов – главный режиссёр и художественный руководитель камерного театра города Ярославля, ученик Гончарова, сказал мне однажды такую фразу «Мысль делает нас трусами». Как только мы подумаем, как мы сыграем, мы не сыграем. Поэтому либо я ныряю в воду и плыву, либо я стою и думаю так нырять. Я ныряю (улыбается).
Если про мой секрет. Мне легче играть роль, когда я уставший. Допустим, я приехал со съёмок ночью, утром проснулся, побежал, сына отвёл в детский сад. Это не просто усталость такая, что я падаю. Это та усталость, при которой ты тратишь сил ровно столько сколько надо. Когда ты болеешь, очень хороший пример, кстати, взять температуру 38 - ты тратишь ровно столько сил, чтобы дотянуться до градусника, сколько надо. Ты не тратишь больше, ты спокойно его берёшь.
Ты должен себя растормошить, завести себя. Исполняя главную роль в спектакле «Калина красная», я честно признаюсь, где-то за неделю, может быть за полторы у меня уже наступает волнение. Я начинаю повторять свою роль, где бы ни находился: когда едешь куда-то, идёшь за сыном в детский сад, когда у тебя выдаётся время свободное от всех. Это и есть мой личный секрет.
-В сериале «Морской патруль, где Вы сыграли главную роль, есть эпизод, где Ваш герой очень сильно переживает из-за неудачи в раскрытии преступления. Свойственны ли эмоциональные переживания и проявления Вам?
-Конечно. Я же не бетон и не железяка. Я эмоциональный и впечатлительный человек. Мне иногда даже говорят, что чуть-чуть надо поспокойнее относиться к тем или иным ситуациям, сопереживать чуть меньше, но не могу.
Что касается этой сцены. Это было 15 лет назад, но я помню ее как сейчас. С этой сценой я как раз пробовался на роль в этом фильме. А когда уже снимали эту сцену прекрасный кинорежиссёр Евгений Серов подошёл ко мне прямо перед мотором и сказал на ухо, как папа: «Серёга, на тебя вся страна смотрит!». И у меня тут же ком в горле, мы начали снимать, и вот таким образом получилась эта сцена.
-Как Вы относитесь к неудачам?
-Уилл Смит очень хорошо, говорит на эту тему - не бойтесь ошибаться. За это вам никто ничего не сделает. Мы постоянно себя контролируем, чтобы не сделать, что-то не так.
Моя работа сегодня заключается в том, чтобы научиться не бояться ошибаться, доверять людям, с кем работаешь. И безусловное счастье, когда на твоём пути встречается хороший партнёр, который чувствует тебя и который тоже тебе доверяет. И тогда всё получается. Ты уже не думаешь, как ты сыграешь. Ты уже играешь.
-Уилла Смита, которого Вы упомянули, приятно не только смотреть, но и читать. В этом году были изданы его мемуары, книга называет «Will», в ней он подробно рассказывает о пути своего становления, об эмоциях, переживаниях. Рекомендуем всем к прочтению!
-Здорово, спасибо!
-Сергей, как Вам удается разделять свои эмоции и эмоции героя, при условии, что, играя роль, как Вы сказали ранее, имеет место вера в предлагаемые обстоятельства?
-Всё очень просто: «Слава Богу, это не со мной!». И всё.
Бывает, конечно, когда на протяжении долгих дней репетируешь одну и ту же роль, она не получается, замечаешь у себя какие-то проявления. Но у меня всегда работает контроль. Даже не контроль, а абсолютное понимание, что это игра. У меня нет такого, что я живу этим героем.
-В вашей карьере была роль Петра в постановке по пьесе Максима Горького «Последние». Расскажите немножко о ней.
Это для меня очень значимая роль. Она про взаимоотношение отцов и детей. Это был дипломный спектакль в театральном институте (Прим. - ФГБОУ ВО Ярославский государственный театральный институт). Там была очень эмоциональная сцена, когда отец дает Петру сильную пощечину. В роли отца был Владимир Гусев, уже состоявшийся артист. Я мог сыграть эту сцену, но тут и делать ничего не пришлось. Когда взрослый артист тебя…(Прим. – бьет). Понятно, что ты расплакался…
Это была первая, большая и дорогая моему сердцу роль. И сегодня, воспитывая двоих детей, в отношениях с ними я контролирую себя, свои эмоции, чтобы лишнего не сказать. Чтобы дети понимали, что их отец – настоящий мужчина.
-Роль литературного героя оказалась важной, знаковой для Вас. Кого еще из персонажей литературных произведений Вам хотелось бы сыграть?
-Я честно признаюсь, у меня нет такого, что я хочу кого-то сыграть. Но есть вопросы, на которые бы я хотел найти ответы. Раскрыть душу русского человека. Мне нравятся Шукшинские герои, Горинские.
В этом случае я отвечу на этот вопрос так. Я жду того человека, того режиссёра, который придёт и скажет: «Серёга, вот это то, что останется навсегда!». В мировой драматургии много интересных персонажей, но на настоящий момент я думаю так.
-Звучит очень вдохновляюще! Поскольку сегодня мы говорим про эмоции, не могу не спросить, что вам дарит радость?
-Например, то, что мы сегодня с Вами общаемся.
Конечно же, радость мне дарит моя семья, достижение цели, новый опыт и новые знакомства. Утверждение на роль и хорошо сыгранный спектакль – радость.
То, что ты открываешь глаза, это уже радость. Я разговаривал с одним человеком, он мне сказал хорошую очень вещь: «Подними голову и посмотри наверх, ты когда- нибудь видел эти крыши?». Жизнь прекрасна! Нам всем нужно учиться радоваться, больше улыбаться. Я работаю над этим и всем советую.
-Сергей, я благодарю Вас за этот интересный диалог. Желаю много радости, много новых интересных ролей и, конечно, будете в Нижнем Новгороде, ждём Вас в нашей "Территории эмоции".
-Спасибо! Я тоже в свою очередь приглашаю вас в город Ярославль, на родину первого русского театра имени Фёдора Волкова, также приглашаю вас в Камерный театр. Я приглашаю вас в студию звукозаписи МУЗОН, которую мы организовали с ребятами, где сегодня, собственно, и записывается это интервью.
Я бы хотел ещё пожелать людям, помнить о том, что, упав на колени, можно подняться и идти дальше. Сегодня и вчера, и в Абхазии, и в Казани,и в Ульяновске я играл в спектакле «Калина красная». Он про то, что каждый из нас, упав на колени, имеет право встать пойти дальше. А если ещё раз упал, опять встать и идти дальше. Не останавливаться. Не оборачиваться. Только вперёд! Всем счастья, любви и здоровья!